07.01.2016
В самой системе диагональной композиции с ее принципом разомкнутости и возможности достраиваться бесконечно, в чувстве беспредельной плоскости, которую она должна была организовать, в какой-то мере присутствовало новое отношение к пространству, его новое ощущение. В работах Г. Круглова, Л. Юрген, В. Городецкого, Л. Мягковой и других асимметричная композиция использовалась не только как чисто графическое средство, но и как новый способ пластической интерпретации формы. Особенно убедительно это иллюстрируют работы Г. Круглова и М. Мелналксне 1960-1962 годов. Приемы асимметричной композиции использовались ими прежде всего для выявления пластических свойств как бы органично развивающихся форм. Предмет превращался в почти природное образование и сопоставлялся с природой, и, что всего важнее, с ее открытым пространством. В работах В. Ольшевского, А. Бдеяна, Л. и Д. Шушкановых появилось тяготение к «мегалитической» внушительности форм, к пластической и цветовой развитости фактуры, усиливающей ощущение грубой первородности материала. Уподобление предметов природным формам, их преднамеренная расстановка на земле, среди травы, превращали свободное пространство в ту среду, на соразмерность с которой предмет был ориентирован прежде всего.
Несмотря на определенную искусственность этой линии исканий в декоративном искусстве, в целом она была направлена на разработку новых форм визуального решения окружения и подготовила появление новых принципов связи между предметом и пространством. В то же время - и параллельно этим исканиям - в художественной промышленности, с ее четкими установками на функциональную предопределенность форм и рациональность массового производства, возникла своя система комплексного осмысления предметной среды - модульная система.