07.01.2016
Архитектурное сооружение в условиях развитой пространственной структуры становится как бы открытым для восприятия со всех сторон, и принцип строгой фасадности почти совершенно исчезает. Сооружение должно выглядеть композиционно и законченным, и выразительным с любой точки, и это невольно заставляет трактовать его форму пластически. «Пластическая интерпретация архитектурного ансамбля... следует за пространственным замыслом, зависит от него, раскрывает его...». Начиная с конца 60-х годов пространственно-сложные, пластически развитые формы становятся преобладающими в решении уникальных сооружений, определяя одновременно и характер структурного решения массовой жилой застройки.
Обращение к пространству как к композиционной первооснове организации окружения отмечается специалистами не только как реальный факт практики, - в переходе к акцентированию пространственной структуры окружения они видят реальную возможность сохранения зрительной упорядоченности, осмысленности среды при всем тяготении к ее многофункциональности. Визуально осмысленная логика композиционного развития пространства превращается в то основное начало архитектурного окружения, которое обеспечивает единство при всем стилистическом и функциональном разнообразии его компонентов.
Большую роль в осмыслении современных основ организации предметной среды сыграл дизайн. Это объясняется тем, что выяснение этих основ, стихийно формирующихся в системе изобразительных искусств, для дизайна является насущно необходимым: рациональное дизайнерское проектирование требует всестороннего знания среды, в том числе и с точки зрения законов ее визуального единства. Для этого осмысливаются самые различные материалы художественной культуры.