07.01.2016
Эта зависимость была глубинной, коренящейся в принципиальных позициях, а не в приверженности к конкретным формам. Поэтому исподволь, при всей прогрессивности постановки и решения отдельных вопросов современного предметного творчества, в какой-то момент срабатывали прежние представления о закономерностях визуальной целостности. Страстное желание освободиться от поверхностного декорирования, надуманного подчинения предметов общей теме их оформления (классицистического или любого другого) свелось лишь к неприязненному отношению к самому понятию «стиль», так как боялись, что вместе с ним в практику проникнет только что отвергнутое «украшательство».
Преобразования конца 50-х годов не внесли коренных изменений в понимание вопроса стилистической общности. Все свелось лишь к уничтожению обильного декора, замененного более простым и казавшимся из-за «абстрактности» линейного характера изобразительных мотивов более соответствующим «духу времени». Желаемая функциональность приобрела или, вернее, пыталась обрести плоть в линейной опрощенности форм и узоров. Проблема функциональной оправданности среды и предмета, их близости запросам жизни была только поставлена. Но новой концепции организации предметного мира, которая удовлетворяла бы этим требованиям, еще не было.
Хотя «диагональный» принцип оформления был не единственным, и параллельно ему, а то и вытесняя его, в художественной промышленности шли поиски эстетического осмысления форм в пределах выразительности самого материала, он подготовил появление тенденций очень важных для дальнейшего развития принципов формообразования в декоративном искусстве. Композиция из обрывков разнонаправленных наклонных линий, лишенная реально-природных напоминаний, бытовала как условная графическая система, которая должна была обеспечить зрительную целостность предметного мира.