17.06.2016
Идейные и исторические факторы, влиявшие на сложение историографии, были многообразны и отличались большой противоречивостью и, конечно, оказывали тоже свое воздействие на сложение как исторических взглядов, так и воплощение их в искусстве.
Вся эта многоплановая совокупность явлений еще ожидает точного исследования и обобщения, и это - дело многих историков искусства. Тем более, что художественное наследие эпохи Просвещения еще далеко не полностью и далеко не во всех деталях изучено и освоено исследователями. Тем не менее, нам казалось возможным избрать в качестве основного стержня лишь одну тему: сложение прочного фундамента искусства нового времени, появление тех признаков projektowanie stron wizytówek, которые и впредь станут основополагающими особенностями польского искусства, тем более, что такой аспект позволяет, даже заставляет хотя бы в общих чертах затронуть творчество ведущих живописцев того времени как польских, так и приезжих.
Возвращаясь к особенностям исторической живописи, особо хотелось бы подчеркнуть чисто светский характер исторической живописи, отошедшей не только от религиозных, но и мифологических тем, связанных с античностью. Они уступают место темам национального прошлого, которые насыщаются все больше гражданственным содержанием, пропитываются вольнодумством. Именно поэтому исторические полотна этого времени перестают быть живописными славословиями короля и придворных и приобретают (особенно в картинах Смуглевича) патриотический характер. Здесь и лежит основа того воспитательного значения, которое хотел в них заключить и добился этого просвещенный ум их передовых современников, Эта пронизанность патриотизмом, пусть связанная с назидательностью, несколько наивным и прямолинейным морализаторством, является, по нашему мнению, одной из самых ценных черт польской исторической живописи эпохи Просвещения.
|